Распечатать

Выступление Уполномоченного на правозащитной конференции в Ханты-Мансийске

14 июня 2019
Выступление Уполномоченного на правозащитной конференции в Ханты-Мансийске

14 июня Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова в рамках рабочего визита в Ханты-Мансийск приняла участие в открытии Межрегиональной конференции уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации «Защита прав граждан в условиях изменений пенсионного законодательства».

Татьяна Москалькова выступила с приветственным словом:

«Уважаемые коллеги!

Рада Вас всех приветствовать на межрегиональной конференции „Защита прав граждан в условиях реформирования пенсионной системы“!

Тема конференции — важная, резонансная, — требует широкого обсуждения именно сейчас, когда, с одной стороны, реализация норм, составляющих пенсионную реформу, только началась, с другой — уже формируется практический опыт их применения.

Как показывает практика правозащитной деятельности, социальные права человека в современных условиях наиболее уязвимы и требуют пристального внимания к их соблюдению и защите. Этот тезис подтверждают и социологические исследования в области прав человека, согласно которым граждане заинтересованы в первую очередь в реализации социальных прав — права на бесплатную медицинскую помощь, права на бесплатное образование, права на жилище, права на труд, права на социальное обеспечение.

Согласно исследованиям ФОМ, проведенным в марте 2019 года, названные права отмечены респондентами как наиболее значимые. Так, право на бесплатную медицинскую помощь отметили 80% респондентов, право на бесплатное образование — 62%, право на жилище и его справедливую оплату — 56%, право на труд — 53%, право на социальное обеспечение — 48%.

К сожалению, в Российской Федерации далеки от решения многие проблемы социальной сферы. Высок уровень расслоения населения. Значительным остается уровень бедности.

По данным Росстата, в 2018 году каждый восьмой житель России (12,9%) имел доходы ниже величины прожиточного минимума.

Высокими остаются показатели расслоения населения. В 2017–2018 годах коэффициент Джини в России демонстрировал значения 0,409 — 0,411, что значительно выше в сравнении со странами Евросоюза (в среднем по странам Евросоюза в 2017 году коэффициент Джини был равен 0,307).

По экспертным оценкам, в последние годы наблюдается самое затяжное в новейшей российской истории снижение реальных располагаемых доходов населения.

По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, в целом за 5 лет (с 2014 по 2018 годы) реальное падение доходов граждан составило 10,8%.

Снижение уровня реальных доходов населения продолжилось и в 2019 году. Из официальной статистики следует, что в 1 квартале 2019 года реальные денежные доходы по сравнению с аналогичным периодом 2018 года снизились на 2%.

С трудностями сталкиваются, в том числе, и лица пенсионного возраста. Невысокий размер их доходов не позволяет обеспечить достойный уровень жизни.

По некоторым подсчетам, с учетом трат на оплату ЖКХ, на покупку лекарств и предметов личной гигиены пенсионер в России при среднем размере пенсии 14 тыс. рублей может позволить себе тратить на питание лишь порядка 6 тыс. рублей в месяц.

В этих условиях особенно остро проявляется необходимость в комплексных мерах, которые позволили бы оптимизировать распределение бюджетных средств и высвободить часть ресурсов в целях решения актуальных проблем социальной сферы. Одной из таких мер является пенсионная реформа.

Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста не выходит за рамки общемировых тенденций. В значительной части европейских стран пенсионный возраст установлен в районе 65 лет.

Тенденция к повышению пенсионного возраста вызвана, в том числе, необходимостью сохранения квалифицированных трудовых ресурсов.

Еще до вступления в силу соответствующих федеральных законов планируемые преобразования пенсионной системы вызвали значительный общественный резонанс.

Поток жалоб поступал и ко мне.

Неоднозначную оценку реформе давали эксперты.

Как бы то ни было, с 1 января 2019 г. реформа вступила в силу. Наработана почти полугодовая практика ее реализации.

Однако уже сейчас возникает ряд вопросов.

1) Не создано достаточных гарантий трудовых прав для лиц предпенсионного возраста. Установлена уголовная ответственность за их необоснованное увольнение, однако не предусмотрены меры, стимулирующие работодателя к сохранению и поддержке таких работников. Актуальна также проблема доказывания факта увольнения или отказа в приеме на работу по мотивам достижения работником предпенсионного возраста.

Сообщения о подобных нарушениях поступали к уполномоченным по правам человека в отдельных субъектах Российской Федерации, в частности, в Свердловской области. Однако отсутствие доказательств препятствует выявлению нарушений и восстановлению прав граждан.

2) Не оптимизирован порядок начисления страховой пенсии по старости. Действующая в настоящее время балльная система не обеспечивает прозрачности расчета пенсионных начислений, при которой четко прослеживалась бы зависимость размера пенсии от трудового стажа и заработной платы в период трудовой деятельности. Это вызывает недоверие граждан и приводит к значительному числу обращений к Уполномоченному по вопросам размера начисляемых пенсий.

В 2018 году по вопросам начисления и выплаты пенсий к Уполномоченному поступило 1430 обращений — 55% от общего числа обращений по вопросам защиты прав пенсионеров и ветеранов.

3) Не предоставлены дополнительные гарантии трудоустройства молодым специалистам. Повышение пенсионного возраста приведет к росту числа трудоспособных граждан. Замедлится текучесть трудовых кадров, что негативно скажется на трудоустройстве выпускников, которые еще до пенсионной реформы испытывали трудности при поиске работы.

По данным Росстата, в среднем по России в 2018 году не были трудоустроены 23,3% выпускников вузов и 29% выпускников средних профессиональных образовательных организаций, окончивших обучение в 2017 году. В сельской местности — соответственно31,1% и 35,4% .

4) Не решены проблемы реализации права на пенсионное обеспечение лицами, работавшими за рубежом. В страховой стаж для получения социальной пенсии по старости засчитываются периоды трудовой деятельности на территории России — за исключением случаев, предусмотренных законом или международным договором. Это ограничивает право на пенсионное обеспечение для лиц, которые осуществляли трудовую деятельность за рубежом.

Особую актуальность данный вопрос приобретает в условиях значительной доли иностранных мигрантов пожилого возраста, прибывающих в Российскую Федерацию. Среди мигрантов, въезжающих на территорию России из-за рубежа, примерно каждый десятый старше трудоспособного возраста (в 2017 году — более 60 тыс. человек) .

Меры по повышению гарантий прав указанных лиц принимаются. В настоящее время на уровне Евразийского экономического союза осуществляется подготовка соглашения, которое даст возможность при начислении пенсий учитывать стаж за весь период трудовой деятельности на территории государств-членов. Представляется, работа в указанном направлении должна быть продолжена.

5) Сохраняется необходимость в реализации комплексного подхода к защите прав пожилых людей. Международно-правовым фундаментом такого подхода могут служить документы, разработанные на уровне ООН.

В 1991 году Генеральной Ассамблеей ООН приняты Принципы ООН в отношении пожилых людей; в 1992 году — Декларация по проблемам старения; в 2002 году — Мадридский международный план действий по проблемам старения.

Изучение международного и зарубежного опыта позволит учесть лучшие мировые практики и исключить случаи разрыва между нормой закона и ее применением. В этой связи выражаю надежду на реализацию инициативы по созданию на международном уровне информационного портала по вопросам защиты прав пожилых людей, которая была высказана мною на встрече с Председателем Рабочей группы ООН открытого состава по вопросу старения в апреле 2019 года.

Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение позволит детально рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваются граждане при реализации пенсионной реформы, и будет способствовать выработке предложений по их решению».

Система Orphus
Новости Уполномоченного
Диалог с Уполномоченным. Без права на зарплату

Диалог с Уполномоченным. Без права на зарплату

20 августа 2019
Качественная работа должна хорошо оплачиваться. Ни у кого не возникает сомнения относительно правдивости этого утверждения. Но бывают случаи, когда работодатели ставят свои интересы выше законных прав сотрудников… Ко мне обратился гражданин К., с жалобой на жилищно-строительный кооператив (ЖСК), руководство которого при увольнении не рассчиталось с ним за проделанную работу. Я обратилась в прокуратуру Ставропольского края с просьбой проверить, имело ли место нарушение прав. Проверка…
Диалог с Уполномоченным. Жилье для сироты

Диалог с Уполномоченным. Жилье для сироты

19 августа 2019
Родной дом — это то место, где мы забываем о всех заботах и проблемах, а его стены помогают нам пережить самые нелегкие испытания судьбы. К сожалению, некоторые люди с самого детства лишены этой привычной для многих радости. Ко мне поступило обращение от сироты, инвалида II группы, которой по непонятным мне обстоятельствам отказали в получении жилья. С самого раннего детства у женщины не было дома, она росла…
В результате совместного приема граждан российским и армянским омбудсменом восстановлены права семьи

В результате совместного приема граждан российским и армянским омбудсменом восстановлены права семьи

16 августа 2019
Во время совместного приема граждан Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой и Защитником прав человека Республики Армения Арманом Татояном удалось сразу же восстановить права молодой семьи. Семья О. переехала в Россию из Армении 10 лет назад вместе с малолетней дочерью. В 2017 году они стали участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, но годом позже…
Новости Уполномоченного